- Неорусский стиль
-
НЕОРУ́ССКИЙ СТИЛЬ — 1) В широком смысле — синонимичен понятию "русские стили". Относится ко всем сферам худож. жизни, но наиболее яркое воплощение нашел в архитектуре, преимущ. церковной, периода 1830—1910-х гг. (историзм и модерн). Эволюция Н. С. выражалась в смене предпочтений заказчиков и строителей в выборе прототипов — памятников зодчества Др. Руси тех или иных эпох (хронологический принцип) и регионов (географический принцип), а также идеологических ориентиров. Можно выделить четыре этапа и одноврем. модификации (направления) рус. стилей: "русско-византийский" ("тоновский"), русский, или московско-ярославский, неорусский ("псковско-новгородский"), собственно ретроспективный — "новый историзм". Они более отчетливо прослеживаются в столичных городах; в провинции наиболее распространены постройки, стилистически связ. с тоновским и московско-ярославским стилями.
2) В узком и более распростр. смысле — 3-й этап эволюции рус. стилей (1900—10-е гг.), ориентирован преимущ. на древнее псковское и новгородское, а также на раннемосковское зодчество и эстетику модерна (особ. в Москве). Практически не связан с офиц. заказом (монастыри и подворья, усадьбы, дачные поселки). Особое внимание уделялось объемно-пластическому решению, архаизации форм. Крупнейшие мастера — В. А. Покровский, А. В. Щусев, И. Е. Бондаренко, А. П. Аплаксин, В. Н. Максимов, С. И. Вашков, Д. А. Крыжановский, А. П. Вайтенс, Н. П. Омелистый.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.